Мифология — это одна первых форм сознания,
которое выражало отношение народов к миру. Миф (от древнегреческого — mythos)
в переводе с древнегреческого означает «слово», «предание», а мифология —
это собрание преданий. Каждый народ прошел ту ступень своего развития, когда
мифологическое сознание было одной из главных форм сознания вообще. В этом
смысле мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о
происхождении мира и человека.
Со
временем на основе мифологии формировались и религиозные представления
народов. Чаще всего первые религии были политеистическими, т.е. народы
поклонялись не одному, а многим богам. В русской традиции политеистические
религии принято называть языческими (или язычеством). Естественно, что сами
древние народы не называли свои верования языческими. Этот термин появился
уже в христианском богословии для обозначения всех дохристианских и
нехристианских политеистических культов. Сам термин «язычество» имеет
славянское происхождение — от древнеславянского слова «язык», т.е. «народ».
Иначе говоря, в непосредственном смысле язычество — это древнейшая
традиционная религия. Интересно, что в католической традиции для обозначения
до- и нехристианских политеистических религий используется латинский термин
«paganus». Этот термин тоже позднее вошел в русский язык — в дословном
переводе («поганый») и в том же значении («погаными» на Руси называли
язычников).
Язычество охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть
материальной культуры древних народов, но прежде всего — отношения людей с
природой, поскольку для древнего человека именно проблема взаимоотношений с
природой была главной. Поэтому основным свойством язычества можно считать
обожествление природы, когда божествами признавались различные природные
объекты — солнце, луна, звезды, воздух, огонь, вода, животные, растения,
камни и т.д. Нередко религиозные (языческие) и мифологические предания
смешивались, и тогда или мифологические предки объявлялись богами (например,
Один у скандинавов), или же языческие боги считались историческими предками
того или иного народа.
Мифологию разделяют на высшую и низшую. Под высшей мифологией понимают
обычно мифы о богах и героях, под низшей – мифологические представления о
различных духах природы, мифологических существах, не имеющих статуса
божественности. Это деление носит условный характер, прежде всего потому что
существуют различные точки зрения на определение сущности божественного.
|