В
отличие от соседней Римской империи, где социальная пирамида держалась на
преданной царю армии, у кельтов основную роль играла религия и мифология. Их
хранили и воплощали в жизнь друиды, иными словами жрецы.
Несмотря на то, что кельты тяготели к монотеизму, нам
известно, что у этого народа имелось множество разных божеств с
разнообразными функциями.
К сожалению, о кельтских богах, как и о
многом другом из жизни кельтов, мы знаем мало.
Очень немного
информации нам дают античные источники, а другим источником являются
ирландские саги, записанные уже в христианские времена, где боги выступают в
виде героев. Возможна реконструкция кельтского языческого пантеона,
используя скандинавские источники, но это требует специального исследования,
выходящего за рамки данной работы.
Тем не менее приведём свидетельство Юлия
Цезаря. В шестой книге «Записок о Галльской войне» имеется такое описание
друидов: «Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания,
наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все
вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодёжи для
обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов (т. е. кельтов) большим
почётом. Именно они выносят приговоры почти по всем спорным делам,
общественным и частным…и если кто, будет ли это частное лицо или же целый
народ – не подчиняется их воле, то они отлучают виновного от
жертвоприношений. Это у них самое тяжёлое наказание. Кто таким образом
отлучён, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся,
избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от
заразного.»
Скорее всего, место возникновения друидизма
находится именно в Британии. Так полагал и Цезарь. Это подтверждается и
текстами ирландских саг. В них неоднократно упоминается о школах тайного
знания, которые находились на территории современной Шотландии (в Альбане).
Религия занимала одно из ведущих мест в
общественной жизни кельтов. Доходя подчас до мистицизма, она прочно держала
сознание всех верующих и делала их гибким материалом в руках правящих слоёв.
Религия дала ростки во всевозможные культы, обряды, обычаи, традиции, мифы и
эпос.
Основные положения о боге можно найти в триадах ирландских
бардов. В них постулируются основные положения мировоззрения кельтов
относительно многих вопросов. Есть триады о человеке и его будничности,
существах вообще и, конечно, о боге.
По описанию Юлия Цезаря, галлы знали богов, соответствующих
пяти функциям и представленных в римской мифологии Меркурием, Юпитером,
Марсом, Аполлоном и Минервой. К сожалению, он не привел ни одного местного
названия этих божеств.
После завоевания Галлии и её
романизации, развернулся процесс слияния кельтского и римского пантеонов,
причем он носил осмысленный характер. Галлы выбирали для своих богов римские
имена по принципу соответствия иконографии и функций (так же, как века
спустя язычники по всей Европе отождествляли мифологических персонажей с
христианскими святыми). К чести Цезаря, он сумел из множества кельтских
образов выделить почти все основные мифологические типы, которые под
обозначенными им римскими именами позднее почитались галло-римлянами.
Кое-что, он, разумеется, упустил. К тому же прямое отождествление
выхолащивает интересные особенности кельтской мифологии.
Итак, говоря о древнекельтских
(галльских и, в меньшей степени, бриттских) божествах, обычно называют
следующие имена: Таранис, Цернунн, Езус, Тевтат, Луг, Беленус, Огмиос,
Бригантия.
|