Древние славяне были людьми ведической культуры, поэтому
древнеславянскую религию правильнее было бы именовать не язычеством, а
ведизмом. Слово «веды» - созвучно современному русскому «ведать», «знать».
Это мирная религия высококультурного земледельческого народа, родственная
другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.
Начало
славянской культуры относится к VI в. На ранних этапах развития природа
страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. До образования
Киевского государства славяне имели значительную историю, заметные успехи в
области материальной культуры, владели секретами обработки металла,
применяли земледельческие орудия. У этого народа были выработаны известные
представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые
ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза – формирования древнерусской
народности – эти культурные достижения прошлого не были забыты.
Важная
черта образа жизни и мысли древних славян - представление о неразрывном
единстве-родстве живущих с предками-праотцами и богами как условии гармонии
миров: земного и небесного. Хрупкость такого равновесия ощущалась людьми и
олицетворялась ими в битве Правды и Кривды.
Для
мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмизм т.е. славяне
не делили на сферы человеческого, божественного и природного, понимание мира
как никем не созданного, вечного.
Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. -
много позднее, чем у других европейских народов. До этого она существовала
не менее полутора тысяч лет. Наследие столь мощного пласта славянской
культурной архаики заявляло, продолжает заявлять о себе и со всей
очевидностью, и исподволь: в образе мышления, стиле и фразеологии речи,
мимике и жестах, неосознаваемых движениях души, соприкасающейся с миром
родной природы. Ее значение состоит еще в том, что с образами персонажей
того далекого мира мы знакомимся в раннем детстве, когда человек наиболее
открыт этому мирозданью.
С
древних времен, рядом с земледелием и скотоводством, население Древней Руси
успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее
существование городов, уже в VII-VIII вв. Города являлись не только пунктами
племенной обороны и культа. К XI в. они – центры политической, культурной
жизни, ремесленного производства. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь
называлась “Гардарикой” – страной городов. Формирующаяся культура Киевской
Руси была городской. Таким образом, до второй половины IX в., до образования
государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели
достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая
являлась основой общественной жизни.
Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия.
Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков.
Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к
которой приспосабливался коллектив.
Языческая обрядность включала различные виды искусств. С помощью скульптуры,
резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне,
давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты,
обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы
березы, сосны, рябины), в зодчестве – на кровлях жилищ вытесывались
изображения птиц, конских голов.
О
славянской мифологии теперь можно судить только по вторичным – письменным,
фольклорным и вещественным источникам. Богатым источником для исследователей
славянской мифологии является фольклор – сказки, былины, обрядовые песни,
заговоры и пр., основанные на древних мифах и легендах. Конечно, мифы в
таком изложении сильно исказились, и основная проблема исследователей
заключается в том, чтобы вычленить, реконструировать древнейшие
представления, очистить их от всего, привнесенного позднее. Сказка, а также
былины в ряде случаев сохраняют некоторые сюжеты языческих мифов о животных,
богах, духах и мироустройстве.
|